Обычно данный термин используется для обозначения действий тренеров, спортсменов и менеджеров, направленные на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях. Иногда этот термин применяется для характеристики педагогической деятельности тренеров, решающих задачи повышения психической готовности спортсменов. Однако, по большому счету, психологическая подготовка – это сфера деятельности специалиста-психолога и при ее осуществлении необходимо использовать психологические приемы и методы, оказывающие влияние на мотивационную, эмоциональную и когнитивные сферы.
Говоря о психологической подготовке спортсмена, обычно различают общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию.
Общая психологическая подготовка проводится в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего учебно-тренировочного процесса и решает такие задачи, как: воспитание моральных и волевых качеств спортсмена; формирование спортивного коллектива и психологического климата команды; развитие процессов восприятия, внимания, тактического мышления и способности управлять своими эмоциями.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию строится на основе общей психологической подготовки и направлена на осознание игроками значимости предстоящего соревнования, изучение сильных и слабых сторон соперников и учет своих возможностей в настоящий момент, формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы в предстоящем соревновании, преодоление отрицательных эмоций и создание бодрого эмоционального состояния.
Для решения указанных задач используются такие методические приемы, как:
В результате специальной психологической подготовки обеспечивается психологическая готовность к выступлению в конкретном соревновании, характеризуемая уверенностью в себе, высоким уровнем желания бороться до конца и победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением, чувствами на различных этапах подготовки, а также организацией оптимального восстановления сил после напряженных тренировок путем продуманного досуга и различных вариантов психорегулирующей тренировки.
Рассмотрим основные направления общей психологической подготовки спортсмена, осуществляемой непосредственно тренером в ходе учебно-тренировочного процесса. Общая психологическая подготовка спортсмена включает в себя:
1) воспитание волевых качеств, выдержки и самообладания;
2) развитие процессов восприятия;
3) развитие внимания;
4) развитие тактического мышления;
5) развитие способности управлять своими эмоциями.
Воспитание волевых качеств направлено на развитие у спортсмена смелости, решительности, мужества, целеустремленности, настойчивости, выдержки и самообладание. Считается, что эти качества формируются только на основе хорошей общей подготовленности спортсмена. Если имеются изъяны в физической и технико-тактический подготовленности, спортсмен может потерять самообладание, не проявить необходимой настойчивости, решительности и инициативы. Недостаточный уровень подготовленности не может быть компенсирован напряжением воли.
Целенаправленному воспитанию волевых качеств способствуют упражнения повышенной трудности, требующие значительных волевых усилий и умения переносить боль. Для воспитания смелости и решительности используются упражнения, выполнение которых связано с известным риском и преодолением чувства страха. Целеустремленность и настойчивость воспитываются формированием у спортсменов сознательного отношения к тренировочному процессу, к важности освоения техники и тактики игры, к повышению уровня физической подготовленности. Формирование выдержки и самообладания, которые проявляются в способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния (гнев, агрессию, уныние и др.) во время игры, происходит за счет упражнений, вызывающих значительное утомление и болевые ощущения. В тренировках моделируют сложные игровые ситуации с внезапно меняющимися условиями и при этом добиваются того, чтобы спортсмены не терялись, управляли своими действиями, сдерживали отрицательные эмоции.
Развитие процессов восприятия необходимо для ориентировки в сложной игровой обстановке. Из всех видов восприятия наиболее важным для хоккеиста является зрительное восприятие: объем поля зрения (периферическое зрение) и глубинное зрения. Чем лучше развито периферическое зрение спортсмена, тем лучше ими выполняются многие технико-тактические действия. Периферическое зрение зависит от уровня тренированности спортсмена. Глубинное зрение позволяет точно оценивать расстояния между движущимися объектами и принимать своевременные и точные ответные действия. Развитию зрительного восприятия способствуют игровые упражнения, например, теннис, а также упражнения, направленные на быстроту реагирования на различные сигналы, движущиеся объекты, внезапное изменение игровой ситуации, неожиданные и нелогичные переключения.
Развитие внимания направлено на увеличение объема, способности концентрироваться на наиболее актуальном в данный момент времени, устойчивости, распределения и переключения. Для развития внимания выполняют упражнения с применением силовых единоборств на ограниченном пространстве, игровые упражнения на большом пространстве с большим количеством объектов, например, игру по всему полю с увеличенным составом команд и в две шайбы, два мяча и т.д.
Тактическое мышление – это оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленных на нахождение наиболее рациональных путей борьбы с противником, выбор тактики действия или противодействия. Развивается оно с помощью игровых упражнений, моделирующих различные по сложности ситуации, а также в учебно-тренировочных играх. При этом внимание спортсмена акцентируется на умении разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть наиболее вероятные ходы его действий, на умении ориентироваться в сложной обстановке, быстро и правильно ее оценивать, выделяя ключевые моменты. Тактическое мышление тесно связано с когнитивными процессами и интеллектом спортсмена. По образному определению Д.Кинга, интеллект – «это способность подстраивать паруса», т.е. осознанно управлять своими действиями во время той иной игровой ситуации: «Мы не можем управлять ветром, но зато можем подстраивать под него парус».
Развитие способности управлять своими эмоциями обеспечивает рост спортивного мастерства спортсмена. Сильные эмоции могут облегчать и затруднять преодоление спортсменом субъективных и объективных трудностей. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают спортсмену преодолевать чрезмерные возбуждения, экономить энергию, не нарушать нормальный ход мыслительного и двигательного процессов в ходе игры.